интертекст

  • 21БЕСКОНЕЧНЫЙ ТУПИК — роман современного русского прозаика, публициста и философа Дмитрия Галковского (1985). Текст произведения настолько велик (по объему он примерно равен Анне Карениной ), что целиком он до сих пор не опубликован; и настолько разнопланов и… …

    Энциклопедия культурологии

  • 22БЛЕДНЫЙ ОГОНЬ — роман Владимира Набокова (1962). Композиция романа представляет собой классическое построение текст в тексте (см. ТЕКСТ В ТЕКСТЕ). Роман делится на поэму в 999 строк, написанную одним из главных героев, американским поэтом Шейдом, и комментарий с …

    Энциклопедия культурологии

  • 23ВЕРЛИБРИЗАЦИЯ — ХХ век четко сформулировал идею необходимости семиотического билингвизма в культуре. В наиболее общем виде эта идея выражена в принципе дополнительности Нильса Бора, а затем переформулирована применительно к семиотическим системам Ю. М. Лотманом …

    Энциклопедия культурологии

  • 24ДИАЛОГИЧЕСКОЕ СЛОВО — понятие, разработанное М. М. Бахтиным применительно к его теории полифонического романа (см. ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН). Бахтин писал: Диалогический подход возможен применительно даже к отдельному слову, если оно воспринимается не как безличное слово… …

    Энциклопедия культурологии

  • 25ДОКТОР ФАУСТУС — Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом роман Томаса Манна (1947). Д. Ф. располагается в истории культуры ХХ в. как раз посередине, на самой границе между модернизмом и постмодернизмом. Эту границу определила вторая …

    Энциклопедия культурологии

  • 26ДОЛЬНИК — стихотворный размер, получивший признание и достигший расцвета и популярности в первые десятилетия ХХ в. в эпоху символизма и акмеизма. Д. (см. СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА) представляет собой размер, метрический ряд которого состоит из ударных слогов,… …

    Энциклопедия культурологии

  • 27КАК БЫ и НА САМОМ ДЕЛЕ — выражения, характеризующие различные поколения сегоднящних русских интеллигентов и, соответственно, их картины мира. Привычка через каждые пять предложений добавлять Н. с. д. характеризует поколение, выросшее в 1960 х гг. и реализовавшееся в 1970 …

    Энциклопедия культурологии

  • 28КИНО — искусство, не просто специфическое для ХХ в., но в определенном смысле создавшее сам образ ХХ в. Поэтому естественно, что К. разделяет с ХХ в. самую острую его онтологическую и эстетическую проблему: проблему разграничения текста и реальности (см …

    Энциклопедия культурологии

  • 29МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ — разновидность постструктуралистского (см. ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ) подхода к художественному тексту и любому семиотическому объекту. Введен в научный обиход профессором Тартуского ун та (ныне профессор Колумбийского ун та) Борисом М. Гаспаровым в конце …

    Энциклопедия культурологии

  • 30НОРМА-РОМАН — своеобразная дилогия современного русского прозаика Владимира Сорокина (1995), одного из крупнейших представителей концептуализма (см. КОНЦЕПТУАЛИЗМ). Оба романа появились одновременно и были одинаково полиграфически оформлены. Сами слова норма и …

    Энциклопедия культурологии